БОЛИТ ЗУБ - ПРИЧИНЫ, НЕ СВЯЗАННЫЕ СО СТОМАТОЛОГИЕЙ

Для того, чтобы разобраться почему может болеть здоровый зуб, следует понимать, что боль, воспринимаемая, как «зубная» локализована в области зуба, но:

• согласно ICOP (International Classification of Orofacial Pain - Международная классификация орофациальной (лицевой) боли) может быть пульпитной, периодонтальной (более детально о пульпите, периодонтите здесь), гингивиальной.

Т.е. есть при боли из-за “больного” зуба будут нарушения, патологии, заболевания пульпы, периодонта или десен, причем причины могут быть разные от травм, бактериальных, грибковых, вирусных инфекций (включая вирус простого герпеса, ветряной оспы, папилломы человека, цитомегаловирус или ВИЧ-инфекции) до аллергии;

Почему может болеть здоровый зуб.

Если максимально возможно абстрагироваться от специфической профильной терминологии, то любая орофациальная боль обусловлена реакцией головного мозга на раздражение крупных нервов (узлов), их ветвей второго порядка и периферических окончаний (волокон-рецепторов, чаще механо-, хемоноцицепторов).

Рис. Связи головного мозга с основными нервными узлами и нервами головы, где: I – обонятельный, II – зрительный, III – глазодвигательный, IV — блоковый, V — тройничный, VI – отводящий, VII – лицевой, VIII - преддверно-улитковый, IX — языкоглоточный, X – блуждающий, XI – добавочный, XII – подязычный нервы.

Связи головного мозга с нервами обратимые, т.е. как раздражение нервного окончания вызывает ответ определенного участка головного мозга, так и «сбой» в работе мозга (из-за внешнего гипнотического влияния, самовнушения) может вызвать повышение чувствительности нерва, что объясняет психогенные боли, включая фантомные (в стоматологии сегодня - персистирующая идиопатическая дентоальвеолярная боль, ранее использовались термины «атипичная одонталгия», «фантомная зубная боль» и др.).

«Главным ответственным» за одонтогенную (с греч. odontos – зуб, genesis – происхождение) зубную боль считают тройничный нерв, в основные ветви которого входят верхнечелюстной и нижнечелюстной, а в ветви второго порядка - альвеолярные, щечный и скуловой, ушно-височный, язычный, а также подглазничный, ресничный, лобный и т.д. нервы.

Рис. Схема ветвей тройничного нерва, где: 1 - лобный, 2 - слезный, 3 - ресничный,4 - глазной, 5 – верхнечелюстной нервы, 6 - тройничный узел,7 - нижнечелюстной, 8 - большой каменистый,9 - лицевой,10 - ушно-височный, 11 - нижний альвеолярный, 12 – язычный,13 - подбородочный, 14 – щечный нервы, 15 - крылонебный узел,16 - подглазничный нерв, 17 - скуловой нерв, 18 - глазное яблоко,19 - слезная железа.

Нервные волокна (рецепторы) верхне- и нижнечелюстного, альвеолярных нервов «пронизуют» пародонт, периодонт, десна, пульпу и любое их раздражение будет вызывать зубную боль, однако такая же «боль в зубе» может быть вызвана раздражением «родительских» ветвей и тройничного нерва в целом.

Кроме того, тот же тройничный нерв не «независимый» - он переплетен капиллярами сосудистой системы, обеспечивающей его кровью с питательными веществами, а также находится в тесном контакте и обеспечивает реакцию и работу жевательных, мимических, даже шейных мышц, слюнных желез и т.д. Наглядный пример – взаимосвязь нервных окончаний, мышц и механики височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС), окклюзии, которая может привести и к патологиям зубов, зубных рядов, пародонта, и зубной боли.

По сути (предельно упрощенно) в лицевой области человека переплетены нервы, сосуды, мышцы и любой сбой в работе или состоянии одного из «соседей» вызывает реакцию остальных.

Т.е. в действительности зубная боль может иметь не только неврогенную, но и сосудистую или мышечную природу, причем миофасциальными триггерными точками именно зубной боли определены височная, жевательная и двубрюшная (переднее брюшко) мышцы.

Так, миофасциальные триггерные точки при спазме, перегрузке, патологии, воспалении височной мышцы, по сути, отвечающей за работу ВНЧС, могут вызвать боль в одном-двух или всех сразу зубах верхней челюсти, причем избирательно в зависимости от места расположения этих точек (см. рис. ниже).

Рис. Триггерные миофасциальные точки в височной мышце, где скоплением точек показана локализация боли.

В свою очередь спазм, перенапряжение, воспаление переднего брюшка двубрюшной мышцы, которые могут быть вызваны бруксизмом, дыханием через рот (а также патологиями в грудино-ключично-сосцевидной мышце), обусловит боль резцов нижней челюсти.

Рис. Триггерные миофасциальные точки в двубрюшной мышце, где скоплением точек показана локализация боли.

Таким образом любые нарушения работы мышечной и/или сосудистой системы могут вызывать раздражения рецепторов нервной системы и это приводит к ситуации, когда болит действительно здоровый зуб и помощь стоматолога здесь нужна только, как диагноста-консультанта, направляющего Пациента на обследование и лечение к специалисту другого профиля.

Влияние вирусных и лор-заболеваний на появление зубной боли.

Практически все ОРВИ протекают с воспалением придаточных пазух носа, хотя сам синусит может иметь и вирусную, но чаще бактериальную природу. При синуситах чаще всего появляется боль в верхних зубах, но следует понимать, что здесь задействован тройничный нерв, который может вызвать раздражение альвеолярных, верхне- и нижнечелюстной ветвей, а значит не исключены болевые ощущения в других зубах, а также пародонте.

Кроме синуситов к наиболее характерным (для зубной боли) лор-заболеваниям можно отнести:

• фурункул слухового прохода, который появляется при инфицировании стафилококком (в основном) волосяных мешочков и/или сальных желез, и вызывает острые сильные боли, иррадиирующие в зубы, шею, голову;
  • воспаление среднего уха, которое сопровождается стреляющими болями в глубине уха, теменно-височной, затылочной областях и/или зубах.

В основном зубная боль при вирусных и лор-заболеваниях имеет неврологическую природу, хотя инфицирование мышечных тканей височной, жевательной, двубрюшной мышц, как и нарушения их кровоснабжения может вызвать болевые ощущения в зубах, зубных рядах, периодонте.

Более подробно о влиянии на зубную боль неврологических, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний в следующем материале цикла.