Зубные пасты в гигиене полости рта

Надлежащая гигиена полости рта не может быть достигнута только механической чисткой зубов, особенно в труднодоступных местах и поэтому для получения лучших результатов наряду с зубными щетками используют пасты, ополаскиватели и т.д., которые содержат большой спектр активных компонентов.

Зубная паста обычно состоит из абразивов, поверхностно-активных, связующих веществ, восстанавливающих pH реагентов, увлажнителей и средств против кариеса. В последние годы в пасты добавляют и другие активные ингредиенты для поддержания гигиены, профилактики и лечения заболеваний полости рта, а химический состав зубной пасты обычно отражает ее целевое клиническое назначение (абразивные, антибактериальные, противовоспалительные, десенсибилизирующие, реминерализующие, отбеливающие и т.д.).

Абразивность зубных паст.

Степень абразивной активности зубной пасты зависит от размера, твердости, формы и концентрации входящих в ее состав частиц, которые разрушают зубной налет, удаляют частицы пищи и поверхностные пятна с зубов. Однако чрезмерная абразивная активность может иметь пагубные последствия, включая повреждение эмали, дентина зубов и поэтому перечень абразивов для паст достаточно небольшой и в настоящее время включает гидратированный диоксид кремния, гидратированный оксид алюминия, карбонат кальция, дигидрат дикальцийфосфата (ДДКФ), перлит, пирофосфат кальция, метафосфат натрия, нано-гидроксиапатит, алмазный порошок и пищевую соду.

Некоторые зубные пасты и растворы для полоскания рта сегодня нано-модифицируют путем добавления различных активных молекул:

Несмотря на множество преимуществ нанотехнологий, при использовании наночастиц были зафиксированы и некоторые недостатки, главным из которых является высокий риск диффузии частиц таких размеров через водные каналы внутри биопленок с формированием диффузионного барьера для других химических соединений, что снижает эффективность некоторых средств профилактики кариеса.

Антимикробные технологии в зубных пастах.

Ротовая полость может содержать более 700 видов бактерий, вирусы, грибы, простейшие и археи, причем помимо Streptococcus mutans, которая считается основным этиологическим агентом кариеса зубов, в полости рта можно обнаружить множество других видов микроорганизмов, связанных с заболеваниями пародонта - Enterobacter spp., Porphyromonas gingivalis, Porphyromonas endodontalis, Fusobacterium nucleatum, различные виды Actinomyces, Staphylococcus aureus, Treponema denticola, Tannerella forsythia, Prevotella intermedia, Prevotella nigrescens, Fusobacterium nucleatum, Parvimonas micra, Campylobacter rectus и др.

Бактерии полости рта могут попадать в кровоток после стоматологических процедур, вызывая преходящую бактериемию, а через систему пищеварения, кровообращения и/или нервные пути достигать различных органов и головного мозга, провоцируя появление и развитие системных заболеваний от воспалительных в кишечнике до болезни Альцгеймера.

Бактерии зубного налета рода Streptococcus являются наиболее частой причиной инфекционного эндокардита и сепсиса и поэтому в зубные пасты добавляют различные синтетические противомикробные агенты, среди которых наиболее популярные фторид, триклозан, хлоргексидин (CHX), наночастицы серебра, золота и вторичные метаболиты растений.

Сегодня уже доказано, что многие растительные экстракты, содержащие фенолы, терпеноиды, алкалоиды, гликозилирование молекулы, органические кислоты, эфирные масла, витамины и стерины, проявляют широкий спектр фармакологической активности in vitro и in vivo. Поэтому использование продуктов, содержащих вторичные метаболиты растений, является распространенной практикой и считается более безопасным, здоровым и экологически чистым по сравнению с синтетическими химическими добавками.

Наиболее популярные на текущий момент растительные противомикробные агенты - Syzygium aromaticum, Jatropha curcas L., Dennettia tripetala, Matricaria chamomilla L., Vochysia tucanorum Mart., Myrcia bella, Malva sylvestris, Chamomilla recutita, Arnica montana, Echinacea purpurea, Salvia officinalis, Matricaria chamomilla и Malva sylvestris. Вместе с тем, любые добавки должны пройти полноценные клинические испытания, поскольку в некоторых случаях антибактериальная активность изменяется в результате сложных взаимодействий с другими ингредиентами зубной пасты, например, фторид инактивируется в присутствии кальция или кремнезема и т.д.

Реминерализация и обезболивание при чистке зубов.

Для реминерализации эмали (и/или дентина после рецессии десны) выпускают специальные зубные пасты, содержащие наночастицы карбоната кальция и 3% триметафосфат натрия, а многочисленные исследования эффективности кристаллов нано-гидроксиапатита в зубной пасте показали значительное увеличение микротвердости эмали. Среди реминерализирующих паст, содержащих фторид, биоактивное стекло и гидроксиапатит, самая высокая эффективность за счет окклюзии дентинных канальцев была продемонстрирована зубной пастой с гидроксиапатитом, частицы которого обладают способностью адсорбироваться на поверхности зуба и ингибировать растворение минералов.

В многочисленных клинических исследованиях сообщалось о снижении восприятия боли у пациентов, использующих зубные пасты с солями стронция, которые впитываются в соединительную ткань дентина и образуют апатит стронция, способный закупоривать дентинные канальцы. В свою очередь зубные пасты, содержащие ацетат стронция и фторид, блокируют открытые дентинные канальцы и оказывают десенсибилизирующее воздействие на дентин, причем этот процесс особенно эффективен в пастах, где есть смесь солей калия и стронция.

Отбеливание при чистке зубов.

В настоящее время на рынке доступно множество коммерческих отбеливающих продуктов, включая зубные пасты, ополаскиватели для полости рта, полоски, зубные нити и жевательные резинки. Целью этих продуктов является удаление пятен механическими и/или химическими методами или изменение внешнего вида зубов с помощью оптических средств.

Механические отбеливающие ингредиенты обычно представляют собой абразивы, которые действуют для удаления окрашенного поверхностного налета и хромофоров на поверхности зубной эмали. Напротив, химические ингредиенты включают отбеливающие соединения, поверхностно-активные вещества, агенты, препятствующие повторному осаждению красящих пигментов, цитраты, пирофосфаты и гексаметафосфат натрия.

Помимо «традиционных перекисных» зубных паст сегодня для отбеливания предлагают составы, содержащие:

Вместе с тем, уже доказано, что отбеливающие зубные пасты следует использовать с осторожностью, так как они могут увеличить уязвимость поверхности эмали и, таким образом, повысить риск кариеса. Поэтому сегодня рекомендуется чередовать при гигиене полости рта отбеливающие и не отбеливающие зубные пасты, что позволит снизить риски нанесения вреда эмали, дентину и мягким тканям пародонта.