Самостоятельный прием антибиотиков и обезболивающих препаратов

Анонс: Забота о себе, своем здоровье и самостоятельный прием лекарств без консультации врача. Прием антибиотиков и обезболивающих при зубной боли, и чем можно снять зубную боль. Какой антибиотик выпить при воспалении десны и последствия бесконтрольного приема антибиотиков и обезболивающих

По определению ВОЗ забота о себе включает гигиену, правильное питание, здоровый образ жизни, экологические, социально-экономические факторы для укрепления и поддержания здоровья, профилактики и борьбы с болезнями.

Вместе с тем, далеко не все действия действительно способствуют поддержанию здоровья и одно из них – самостоятельный прием лекарств без консультации врача. В аспекте здоровья зубов и полости рта наиболее часто вместо консультации с практикующим врачом используются антибиотики и обезболивающие препараты, в основном «безрецептурные», но иногда и реализуемые в аптечных сетях по рецепту врача «из домашних запасов», полученные от друзей, родственников, знакомых в качестве «помощи».

Причем в последние годы наблюдается тенденция к увеличению приема лекарств по своей инициативе без клинической оценки состояния медицинскими работниками и уже типичным стало:

Обусловлено это не только и не столько страхом перед посещением клиники, лечением, сколько невежеством или недостатком понимания вреда «самодиагностики», «самолечения» и роли стоматолога в решении проблем здоровья полости рта.

Ситуация стабильно ухудшается сообразно популяризации социальных медиа, где «эксперты» и «советчики» делятся своим «успешным опытом», а это приводит к неправильной самодиагностике, задержке соответствующего эффективного лечения, побочным реакциям на лекарственные средства, проблемам передозировки и риску развития лекарственной зависимости.

Прием антибиотиков и обезболивающих при зубной боли

Одонталгия или зубная боль является основной причиной самостоятельного приема антибиотиков и обезболивающих, а наиболее популярными препаратами, принимаемыми самостоятельно при зубной боли, являются неопиоидные анальгетики – анальгин, ибупрофен и парацетамол.

Несмотря на то, что эти препараты отпускаются в аптечных сетях без рецепта, всегда есть риски побочных эффектов из-за передозировки, и гипотензия, тошнота, рвота отнюдь не худшие из них. Так, исследования последнего десятка лет по самолечению обезболивающими показали, что 38% пациентов с передозировкой в отделениях неотложной помощи, попали туда из-за самолечения зубной боли неопиоидными анальгетиками.

Несколько меньше (до 22%) пациентов с передозировкой мефинаминовой кислотой – нестероидным противовоспалительным препаратом, достаточно активно используемым в последнее время для купирования зубной боли.

Еще более проблемным (по последствиям) и на фоле полного невежества является прием антибиотиков при зубной боли, поскольку помимо рисков передозировки и побочных эффектов:

Важно: практика самолечения противовоспалительными, обезболивающими и антимикробными препаратами становится буквально критической, когда речь идет о детях. Дозы, используемые в большинстве препаратов, являются экстраполяцией доз для взрослых, и игнорирование физиологических различий между взрослыми и детьми может увеличить риск интоксикации при передозировке. Дети обычно исключаются из клинических испытаний для разработки новых лекарств по этическим и юридическим причинам, что определяет использование препаратов в эмпирических условиях. Кроме того, дети более восприимчивы к побочным эффектам любого препарата из-за особенностей, связанных с физиологическими и фармакокинетическими аспектами.

Чем снять зубную боль

Боль внутри или вокруг зуба может иметь стоматологические, нестоматологические причины, быть атипичной (без идентифицируемой стоматологической или медицинской причины - атипичная одонталгия), и в идеале любое лечение должно быть направлено на причину боли, а не на саму зубную боль.

В большинстве случаев зубная боль вызвана воспалительным процессом, и поэтому в экстремальной ситуации при острой боли, когда невозможно обратиться за помощью в стоматологическую клинику рекомендуется применение ибупрофена или напроксена (Пациентам от 2 лет) (суспензии, таблетки), а в случае малой эффективности (но после выдержки по времени) - любого из этих двух препаратов в комбинации с парацетамолом (суспензия, таблетка, капсула, ректальный суппозиторий).

Какой антибиотик выпить при воспалении десны

Если нет травм в полости рта и боль локализована не в зубе (зубах), а десне, то воспаление десны может свидетельствовать о начале заболевания пародонта.

Рис. Схема прогрессирования заболевания пародонта, где (А) - здоровые зубы и десны; (B) - гингивит, характеризующийся покраснением опухших десен с кровоточивостью во время чистки зубов, возможным неприятным запахом изо рта, но без потери костной массы; (C) - ранние стадии пародонтита с красными опухшими деснами, которые кровоточат во время чистки зубов, есть небольшая потеря костной массы, возможна подвижность зубов и неприятный запах изо рта; (D) пародонтит средней степени тяжести с кровоточивостью красных опухших десен, постоянным неприятным запахом изо рта, умеренной потерей костной массы, подвижностью зубов и обнажением корней; (E) - тяжелый пародонтит, характеризующийся опухшими красными деснами, которые кровоточат при чистке зубов, прогрессирующей потерей костной массы, возможной потерей зубов и постоянным неприятным запахом изо рта.

Для предотвращения необратимого повреждения десны, кости, связок и последующей потери зубов существует несколько подходов, направленных либо на удаление, либо на компенсацию микробиома, вызывающего заболевание, либо на смягчение воспалительной реакции.

Этиологией пародонтита является зубной налет, состоящий из микробной биопленки, которая прилипает к поверхности зуба и десны, но эта биопленка состоит из различных видов бактерий, а их взаимодействие с иммунным ответом хозяина в конечном итоге определяет прогноз и тяжесть заболевания. Для элиминации болезнетворно-ассоциированных возбудителей и улучшения клинического состояния часто используют антибиотикотерапию в сочетании с механической санацией, однако это нельзя делать самостоятельно без четкой постановки диагноза, а в идеале – идентификации вида (класса, группы) микроорганизмов, что позволит выбрать целевой антибиотик.

Таким образом при воспалении десны нужно не искать антибиотик, а обратиться за помощью к стоматологу, а в период до визита для сдерживания (условно) инфекции использовать дезинфицирующие средства в виде ополаскивателей, спреев для полости рта, леденцов, зубных паст и т.д., содержащих хлоргексидин.

Последствия бесконтрольного приема антибиотиков и обезболивающих

К негативным последствиям бесконтрольного приема антибиотиков и обезболивающих можно отнести:

• ошибочность диагностики и неадекватное лечение заболеваний в клинике из-за вызванных самолечением маскировки симптомов, чрезмерных или недостаточных дозировок, появления нежелательных эффектов и аллергических реакций;
  • появление лекарственной зависимости на фоне ослабления иммунитета;
  • появление устойчивости к антибиотикам;
  • прогрессирование инфекционных заболеваний из-за ослабления иммунной системы при приеме антимикробного препарата, не действующего на конкретный вид бактерий;
  • передозировки с критическими негативами для пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, печени, почек и других органов организма и т.д.

Важно: при зубной боли, воспалительных процессах в полости рта ключевым принципом улучшения состояния был и остается визит к стоматологу, а если проблема возникла в «нерабочие» дни, то лучше использовать не системные, а местные препараты и только в минимальной дозировке.