Противопоказания и риски наркоза при лечении зубов у детей

Анонс: Осложнения и противопоказания к наркозу при лечении зубов у детей. Наиболее частые осложнения при наркозе. Правильные принципы подхода к наркозу и лечению детей у врачей – стоматологов, анестезиологов.

Осложнения, связанные с анестезией, примерно в 10 раз чаще встречаются у детей, чем у взрослых, однако в отличие от последних, дети даже с осложнениями во время наркоза почти всегда быстро и полностью восстанавливаются. Тяжелые осложнения при детской анестезии имеют летальность, которая в несколько раз выше, чем при взрослой, но основные причины этого (по данным) в том, что:

• проведение анестезии младенцам, маленьким детям, а часто и подросткам поручают анестезиологам, не имеющим достаточного опыта работы с детьми;
  • детям с серьезными сопутствующими заболеваниями проводят общую анестезию в клиниках без специализированной анестезиологической бригады;

Справка: Следует отметить, что сбор аллергоанамнеза у каждого Пациента вне зависимости от его возраста является обязательном, но даже если у ребенка в анамнезе нет данных о наличии аллергических реакций, то его правомерно причислять к группе риска 1 и проводить аллергологические пробы, формализованные для этой группы. Обусловлено это тем, что из-за высокой нервной лабильности и de facto малого «жизненного опыта» в аспекте контакта с различными медицинскими препаратами при введении в наркоз может возникнуть ситуация, когда иммунная система ребенка воспримет любое новое вещество в организме, как опасное и это приведет к аллергической реакции вплоть до ангионевротического отека по типу Квинке. Опасность увеличивается при наркозе, когда необходим тщательный и беспрерывный контроль над состоянием ребенка, временно (из-за общей анестезии) не способного сообщить врачу о возникших проблемах (затруднения в дыхании, тошнота, боль и т.д.).

Противопоказания к наркозу при лечении детей.

Противопоказания к общей анестезии при плановых вмешательствах являются:

• острые инфекционные заболевания;
  • внебольничная пневмония;
  • наследственные, приобретенные, включая декомпенсированные пороки сердца;
  • острые заболевания печени и почек;
  • сахарный диабет и тяжелые формы рахита;
  • несоблюдение требований подготовки к общей анестезии.

Наиболее частые осложнения при наркозе.

К сожалению, реальная статистика по осложнениям при наркозе и, тем более во время стоматологического лечения детей в нашей стране практически отсутствует, но инициируемое Европейском Обществом Анестезиологии (European Society of Anaesthesiology - ESA) исследование APRICOT (Anaesthesia PRactice In Children Observational Trial - Частота тяжелых критических событий при детской анестезии) позволяет оценить общую ситуацию в Европе, по сути, почти аналогичную России.

Так, согласно APRICOT среди более 7 тысяч детей с долей 8,4% младенцев (< 1 года), 42,7% детей дошкольного возраста (1-5 лет), 35,6% школьников (6-12 лет) и 13,3% подростков (13-15 лет) общее число тяжелых случаев осложнений составило 5,8% от всех анестезий в среднем по Европе, 3.3% по Великобритании, причем:

• тяжелые респираторные и сердечно-сосудистые осложнения чаще встречались у самых молодых пациентов;

На рисунке справа - частота тяжелых респираторных (косая штриховка) и сердечно-сосудистых (сплошной черный) осложнений в зависимости от возраста Пациента;

• из 130 тяжелых критических респираторных осложнений наиболее частым был ларингоспазм, за которым следовали стридор, бронхоспазм и аспирация;

На рисунке справа частота тяжелых респираторных осложнений (сплошной черный – ларингоспазм, косая штриховка – стридор, вертикальная штриховка – бронхоспазм, без цвета – аспирация) в зависимости от возраста пациента.

Важно: Подавляющее большинство осложнений наркоза обусловлены спецификой физического, психологического состояния детей, наличием общесоматических заболеваний, отдельную категорию формируют неправильные дозы лекарств и другие врачебные ошибки. Значит при высокой квалификации врачей – стоматолога, анестезиолога и привлечении (при необходимости) других профильных врачей эти осложнения можно превентивно исключить.

Более проблемными остаются психогенные реакции, которые могут выражаться через бледность кожных покровов, расширение зрачков, тахикардию, снижение давления, тошноту, чувство слабости поверхностное дыхание и т.д. и привести к неадекватной аллергической реакции, спазму сосудов головного мозга, нарушениям деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и др. Такие вопросы могут и должны решаться врачами и родителями, при возможности коллегиально с самим ребенком заблаговременно еще до введения в наркоз, а в идеале – во время предшествующего визита к стоматологу и после подготовки ребенка дома к предстоящей процедуре.

Еще в 1989 году Организация Объединенных Наций приняла «Конвенцию о правах ребенка» (United Nations Convention on the Rights of the Child - UNCRC), где определены требования о том, что необходимо обеспечить наивысший достижимый уровень здоровья детей и особый подход к детям в медицинских учреждениях (статья 24), а всех ситуациях должны преобладать интересы ребенка (статья 3).

Ассоциации врачей разных профилей деятельности и министерства здравоохранения разных стран стараются реализовать эти ключевые принципы, а Европейская ассоциация по защите прав детей, находящихся в больницах (European Association for Children in Hospital - EACH) развернула их в десяти положениях - правах ребенка, где определено, что: