Для чего используются импланты?

Анонс: Для чего используют и из каких материалов изготавливают зубные имплантаты. Осложнения, время, стоимость имплантации и правила пользования съемными зубными протезами на имплантатах.

Зубные имплантаты в основном используют в качестве опоры для:

- протеза одного зуба (коронки);

- частичного съемного или несъемного протеза двух и более зубов, в том числе в качестве альтернативы традиционного крепления на препарированных зубах консольного мостовидного протеза;

- полного съемного протеза беззубой челюсти, фиксируемого на замковых, телескопических или балочных системах крепления.

Т.е. поставить имплант «ради самого импланта и имплантации» - это nonsense и имплантация может и должна рассматриваться только, как альтернатива традиционному ортопедическому лечению при большой сложности или невозможности установки протеза на типовые системы крепления, в том числе при аллергии пациента на материал базиса частично съемных или полностью съемных протезов.

Сколько времени занимает имплантация зубов.

Собственно имплантация (установка имплантата) занимает менее часа времени работы стоматолога-хирурга при условии хорошего оснащения операционной, большого опыта работы и правильной предимплантационной подготовки Пациента. Вместе с тем, до хирургического вмешательства Пациент проходит:

• амбулаторно-поликлиническую диагностику согласно протоколу, в том числе для оценки возможности дентальной имплантации;
  • подготовку к имплантации, которая может включать наращивание объема костной ткани – ксенотрансплантацию на нижней челюсти или синус-лифтинг на верхней челюсти.

Справка: синус-лифтинг – искусственное увеличение объема кости верхней челюсти за счет сокращения величины гайморовой пазухи путем введения костного материала (самого Пациента, донора, животного, синтетического). Различают открытый и закрытый синус-лифтинг –процедуры поднятия гайморовой пазухи соответственно через дополнительно созданное окно на наружной поверхности альвеолярного отростка или через ложе будущего имплантата.Синус-лифтинг, как одна из методик субантральной имплантации требует проведения лабораторного и рентгенологического обследования, включающих: оценку общего состояния организма, анализы крови и мочи, коагулограмму, тесты на ВИЧ, гепатит В, С, сифилис, биохимические показатели функций печени, почек, поджелудочной железы, ортопантомографию.

При необходимости проведения костной пластики предимплантационный период может растянуться на срок до полугода, а последующий за имплантацией ортопедический этап - от 3 до 4 месяцев, при том, что после вживления импланта необходимо выждать около 3 месяцев до начала протезирования. В итоге от начала обращения в стоматологическую клинику до установки протеза на имплантатах может пройти до 9-10 месяцев, а при «благоприятной» ситуации для завершения лечения с двухэтапной имплантацией сборными имплантами необходимо от 3 до 6 месяцев на нижней челюсти и от 6 до 9 месяцев – на верхней.

Насколько болезненная имплантация зубов.

Сама по себе имплантация, осуществляемая по протоколу с участием врача-анестезиолога, проходит без боли, но в случае высокой квалификации анестезиолога и хирурга, правильном выборе дозы и лекарства для анестезии, типовом «болевом пороге» и нормальном психическом состоянии Пациента.

Наряду с этим бескомпромиссно болезненными и требующими применения регламентированных протоколом лечения обезболивающих (и противовоспалительных) средств остаются предимплантационный и послеимплантационный периоды - процедуры субантральной имплантации, заживления раневых поверхностей, сращения (остеоинтеграции) импланта, установки и адаптации протеза.

Какие материалы используются для изготовления имплантов.

На текущий момент типичными (традиционными) материалами имплантатов стали титан и сплавы на его основе. Отечественные производители имплантатов используют, как стандартизированные в России сплавы титана, так и зарубежные сплавы, причем в последние годы некоторые поставляемые имплантаты заявляются с «нанопокрытиями» титана, хотя ряд исследований начала текущего века свидетельствуют о разложении наночастицами диоксида титана сложных органических соединений, большой вероятности разрыва одно– и двух цепочечной ДНК, повреждения хромосом, увеличения экспрессии генов TNF-α (фактор некроза опухоли-альфа), Il-6 и Il-8, что увеличивает риск развития рака и др. болезней.

Использование титана для имплантатов обусловлено его уникальной коррозионной стойкостью и биотолерантностью, и пока единственной альтернативой титановым имплантам стали имплантаты из циркониевых сплавов (системы цирконий-ниобий), которые отличаются менее высоким отрицательным значением электродного потенциала (у титана –1,63 мВ, у циркония –1,4 мВ), а значит меньшей его растворимостью, реакционной способностью, а значит и меньшим негативным влиянием на окружающие имплантат живые ткани. Однако заявляемая на циркониевый имплант цена почти в 2 раза выше цены имплантации аналогичным по конструкции титановым имплантатом, а удельный вес зубного импланта из титана в 1.5 раза меньше, чем у аналогичного имплантата из циркония, что определяет меньшую нагрузку на челюсть.

Таблица. Химический состав некоторых материалов для имплантации зубов.

Какие осложнения имплантации зубов.

По факту ответственным за инфицирование мягких тканей, окружающих имплантат, может быть:

• производитель имплантатов, нарушивший или использующий недопустимую технологию изготовления, что обуславливает, как бактериальное обсеменение внутреннего интерфейса имплантата, так и наличие на поверхности импланта чужеродных включений (после пескоструйной очистки, нанопокрытий и пр.);
  • хирург, допустивший нарушение протокола имплантации в части дезинфекции инструментов и расходных средств;
  • сам Пациент, не выполняющий требований по гигиене полости рта и уходу за протезами.

Важно: Контроль состояния имплантатов и крепимых на них зубных протезов врачом ортопедом должен осуществляться не реже 1 раза в полгода с определением во время осмотра, в том числе с помощью рентгеновского снимка гигиенического состояния полости рта и самой ортопедической конструкции, состояния десны вокруг каждого вживленного имплантата, его стабильность и окклюзионные взаимоотношения.

Какая цена имплантации зубов.

В себестоимость имплантации входит, как стоимость импланта (имплантов), так и амортизация оборудования, цена расходных материалов, затраты на содержание клиники, гонорар врача/врачей, определяемый квалификацией и опытом и т.д. Вместе с тем, Пациент проходит диагностическое обследование, иногда процедуры костной пластики, лечения зубов, реабилитационные мероприятия после установки импланта и протезирования, что дает существенный ценовой навесок к себестоимости и индивидуален для каждой конкретной клинической ситуации каждого конкретного Пациента.

Кроме того, имплантация в Москве традиционно дороже, чем заявляемые на импланты зубов цены в других городах России и на периферии, а курс рубля не всегда стабилен при том, что большинство имплантатов закупается за валюту. А учитывая разную и не всегда адекватную ценовую политику частных стоматологических клиник, нельзя сколь определенно сказать сколько стоит вставить зуб или зубы даже в определенном городе и в определенное время.