Болит зуб из-за неврологических, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.

В предыдущем материале цикла статей были показаны основные причины возникновения боли в зубах «не зубного происхождения» (неодонтогенной), а имеющей неврогенную и/или сосудистую и/или мышечную природу, в том числе вызываемую вирусными и лор-заболеваниями.

Однако сам процесс возникновения неодонтогенной зубной боли зачастую более сложный, поскольку в отличие от типичной (для лор) и превентивной (для вирусных инфекций) локализации заболеваний (упрощенно) в голове и шее человека «фантомная» (корректно персистирующая идиопатическая дентоальвеолярная) боль может быть обусловлена патологиями/заболеваниями «удаленных» (от зубов, лицевой области, головы) органов и систем.

Так, боль в зубе, зубах может быть симптомом (иногда единственным) рака молочной или предстательной железы, легких, толстой кишки, ишемии сердца, продромальной (предынфарктной) стенокардии и даже острого инфаркта миокарда, когда неправильный диагноз ставит под угрозу не только состояние здоровья, но и жизнь человека.

В случае сердечно-сосудистой системы, например, в механизме возбуждения нервного узла (ганглия) тройничного нерва (Gasserian ganglion – GG на рис. ниже) задействованы нейроны кортикоспинального тракта шейного (С1 – С8) и грудного (Th1 – Th12) сегментов спинного мозга, которые:

• реагируют на алгогенные вещества (медиаторы боли - катехоламины (дофамин, норадреналин, адреналин), серотонин, ацетилхолин, глутаминовая, аспарагиновая, гамма-аминомасляная кислоты, глицин и т.д.) в перикарде;
  • связаны через спинномозговое ядро тройничного нерва (Trigeminal spinal nucleus, TSN) с Gasserian ganglion и, соответственно, передают возбуждение ответвлениям GG.

Рис. Нейрофизиологические механизмы черепно-лицевых болей сердечного происхождения.

Когда болит зуб из-за сердечно-сосудистых заболеваний.

В течение последних десятилетий термин «острый коронарный синдром» использовался для описания различных клинических признаков и симптомов, связанных с острой ишемией миокарда - состоянием недостаточного притока крови к сердечной мышце и, как следствие дисбаланса между поступлением и потребностью в кислороде.

Тяжелая и/или длительная ишемия миокарда может привести к инфаркту, но практически никто из больных и далеко не все врачи знают о том, что:

Таким образом, если болит зуб или зубы, то правильно идти на прием к стоматологу, но врач должен знать, что в случае зубной (или лицевой боли) при подозрении на сердечный генез Пациент должен быть незамедлительно направлен в больницу для срочного кардиологического обследования.

Когда болит зуб из-за онкологических заболеваний.

Многочисленные исследования последних двух десятков лет подтвердили факты того, что:

• рак молочной или предстательной железы, легких, толстой кишки, почечных клеток, переходно-клеточный рак, различные саркомы, меланомы, нейробластомы метастазируют в нижнюю челюсть;
  • пик заболеваемости раком находится между четвертым и седьмым десятилетием жизни и соотношение мужчин и женщин примерно 2 к 3;

С учетом достаточно неутешительных результатов лечения запущенных злокачественных образований даже с применением современных подходов, оборудования, медпрепаратов, критически важным и для Пациента и врача становится выявление заболевания на максимально возможной ранней стадии, и зубная боль может стать одним из маркеров для направления на онкологическое обследование.

В целом поэтому в новом веке все больше стоматологов, онкологов, кардиологов, неврологов объединяются в команды для проведения когортных исследований, а в рекомендации, протоколы диагностики и лечения постепенно вносятся правила для работы врачей, в том числе стоматологического направления по действиям при подозрении на зубную боль неврологического, онкологического, кардиологического генеза.