Пульпит и периодонтит – различия, диагностика и лечение

Анонс: О пульпе, пульпите, периодонте простыми словами. Какими бывают пульпит, периодонтит и какая связь между ними. Пульпит и периодонтит – диагностика и лечение.

Определения пульпы, пульпита, периодонта, периодонтита (и не только) согласно Международной классификации болезней (МКБ) 10-го и 11-го пересмотра уже были приведены в этой публикации специалистов клиники DENTAL KRAFT.

Однако для лучшего понимания связей, различий, диагностики и подходов к лечению пульпита и периодонтита, как начинающими врачами, так и Пациентами правомерно принять, что (упрощенно):

Пульпа (упрощенно) питает дентин, сигнализирует о проблемах через нервные сплетения и выполняет регенеративную функцию – только здесь вырабатывается репаративный дентин, как дополнительная защита от бактерий, токсинов, вирусов.

Защита из твердого дентина, по сути, является «и спасением, и наказанием» для пульпы, поскольку:

- с одной стороны блокирует доступ к пульпе болезнетворных бактерий, вирусов, защищает от прямого контакта с пищей, средствами гигиены и пр.;

- с другой – передает сильные механические, термические плюс химические (через поры дентина) воздействия при том, что сама твердая оболочка практически не изменяет размер внутренней области, а значит при любом воспалении (и, соответственно, увеличении объема) давление в пульпе повышается, что негативно сказывается на самой ткани, сосудах и активирует нервные окончания с появлением боли;

- при даже самых небольших нарушениях «целостности» дентина из-за кариеса, травм, неквалифицированного препарирования и пр. внутрь проникают микроорганизмы, которые быстро размножаются в условиях «защищенного» пространства, блокируют работу тканей, сосудов по питанию, иммунной защите, регенерации дентина и вызывают гибель (некроз) пульпы с развитием гнойно-воспалительных процессов;

Оболочка не цельная – начинается с пришеечной и имеет «отверстие» в апикальной (корневой) частях зуба, через которое в пульпу входят кровеносные сосуды, нервные волокна и именно здесь преимущественно начинается заболевание, обозначаемое, как периодонтит.

Справка: сегодня в среде стоматологов пока остается неопределенность в терминах периост (надкостница) и периодонт, поскольку в корневой части зуба это, по сути, одно и то же – оболочка корня для связи с альвеолярной костью. Однако заболевание периостит отличается от периодонтита по:

Какими бывают пульпит, периодонтит и какая связь между ними.

Согласно МКБ 10 пульпит может начальным (К04.00), острым (К04.01), гнойным (К04.02), хроническим (К04.03), хроническим язвенным (К04.04) и гипертрофическим (К04.05), уточненным (К04.08) и неуточненным (К04.09), а по причине заболевания:

• инфекционным, вызванным проникновением в пульпу болезнетворных микроорганизмов при нарушениях целостности дентина;
  • «стерильным», когда нарушения функциональности, деструкция, некроз пульпы вызваны физическим (механическим, термическим и др.) или химическим воздействием (включая проникновение лекарственных и других химических веществ, токсинов через поры дентина).

Как любое нарушение целостности дентина от эрозии, трещины до кариеса может привести к инфекционному воспалению пульпы, а химические, физические воздействия – к «стерильному» пульпиту, так и любой (по этиологии) пульпит в запущенном состоянии вызовет периодонтит, но если лечение начато на ранней стадии, то риски заболевания периодонта минимальны.

Пульпит и периодонтит – диагностика и лечение.

При остром частичном пульпите Пациент при раздражающем воздействии (от холодного, горячего) ощущает приступообразную боль в течение недолгого (до получаса) времени с периодами покоя до нескольких часов, при остром общем – 2-3-часовые приступы с «отдыхом» до получаса, при гнойном – боль стихает непродолжительно и имеет пульсирующих характер. В случае хронического пульпита боли длительные от термических и механических раздражителей, иногда кровоточивость, неприятный запах и изменение цвета коронки.

Начальным стадиям периодонтита характерно общее недомогание, иногда головная боль, субфебрильная температура тела, потом по мере интоксикации и экссудации боль усиливается до интенсивной, а в запущенном состоянии любое прикосновение к коронке зуба сопровождается резкой болью.

При диагностике:

Лечение пульпита преимущественно происходит с удалением пульпы техниками витальной или девитальной экстирпации, девитальной ампутации или сочетанием этих методик.

После лечения восстанавливается «оболочка» зуба с помощью пломб, вкладок, коронок, при необходимости ортодонтическое лечение, проводится гигиена полости рта, реминерализующая терапия, профилактическое обучение.

Базовым критерием подхода к лечению периодонтита было и остается выявление и нивелирование причин, вызвавших заболевание – лечение пульпита при инфекции, устранение пломб, коронок, вкладок или иных патологий, спровоцировавших травматический периодонтит и т.д., но при любом по этиологии периодонтите проводят удаление всех некротизированных тканей.