Плюсы и минусы лечения зубов у детей под наркозом

На текущем этапе эволюции анестезиологии и развития анестезирующих средств лечение зубов у детей под наркозом стало хорошей альтернативой традиционной местной анестезии с купированием функциональности локальных или региональных образований (узлов, ответвлений) периферической нервной системы.

Преимущества наркоза для лечения зубов и у детей, и у взрослых прежде всего, обусловлены практическим нивелированием рисков травматических повреждений (и их последствий) для Пациента при введении анестетика методом инъекции, а также большой эффективностью наркоза в сравнении с инъекционным или неинъекционным обезболиванием за счет угнетения чувства страха, психического восприятия и психосоматических расстройств. Однако в случае детей наркоз иногда может стать единственным способом обеспечить условия для работы стоматолога и максимально возможный комфорт для ребенка, как во время, так и после проведения лечения.

Что такое анестезия, наркоз, седация в действительности

Перед кратким изложением плюсов и минусов лечения зубов у детей под наркозом очень важно понять правильную терминологию анестезиологии, чтобы исключить необоснованные страхи у детей и их родителей, недопонимание между врачом и Пациентом, спекуляции и инсинуации с терминами и их обозначением в стоматологии и медицине в целом. Следует четко понимать, что:

• согласно [1, 2, 3] «анестезия (anaesthesia от an- + греч. aisthesis - ощущение, чувство) - отсутствие чувствительности (тактильной, температурной, болевой и др.)», которая при лечении может быть вызвана физическими (в основном охлаждение нанесением веществ с низкой температурой кипения), химическими, в том числе медикаментозным и физико-химическими способами (электрофармакологический метод и др.).;

• анестезия может быть местной локальной (воздействие на определенное нервное окончание), регионарной («захватывающей ограниченную область», т.е. воздействующей на нервный узел, сплетение - некорректно «региональная»), общей (general anaesthesia), при которой угнетается вся нервная система [4];
  • наркоз - синоним общей анестезии и согласно [1] «(греч. narkosis оцепенение, от narkoo делать оцепенелым, усыплять) - искусственно вызванное состояние, характеризующееся обратимой утратой сознания, болевой чувствительности, подавлением некоторых рефлексов, расслаблением скелетных мышц».

В то же время в словаре выделяют вводный (n. initialis) наркоз – «стадия наркоза, характеризующаяся неполным развитием его признаков», во время которой «возможно выполнение кратковременных или малотравматичных хирургических вмешательств».

В состояние наркоза Пациента можно ввести разным способом, но в основном используется внутривенная, внутримышечные инъекции, ингаляционный (в клиниках чаще масочный с вдыханием при помощи наркозной маски, в том числе капельный с принудительной подачей воздушно-капельной смеси), ректальный, эндотрахеальный и др.;

Т.е. по факту наркоз – общая анестезия, а инсинуации с седацией, как «легким, поверхностным наркозом» обусловлены ограниченной грамотностью и иностранным, в основном американским влиянием на отечественную медицину. Так, Американская стоматологическая ассоциация (American Dental Association), Американская академия педиатрии (American Academy of Pediatrics) и Американская академия детской стоматологии (American Academy of Pediatric Dentistry) разработали и продвигают руководство по мониторингу и ведению пациентов детского возраста во время и после седации для диагностических и терапевтических процедур (Guidelines for Monitoring and Management of Pediatric Patients During and After Sedation for Diagnostic and Therapeutic Procedures), где вводятся понятия:

Значит при любом воздействии на нервную систему (локальном, регионарном, общем) правильно говорить об местной (периферической) анестезии, в случае наркоза – об общей анестезии путем воздействия на всю нервную систему, а правильный выбор способа и препаратов обусловит эффект аналгезии (analgesia; ан- + греч. algesis ощущение боли) и угнетения психического восприятия. В свою очередь любые интерпретации американской трактовки анестезии - “седация” - вряд ли приемлемы в нашей стране, тем более, что их подход к лечению детей под наркозом пока демонстрирует неутешительные результаты.

Плюсы лечения зубов у детей под наркозом

Для детского возраста характерна:

• нестабильность нервной системы с плохим балансом процессов возбуждения и торможения;
  • повышенная чувствительность миокарда с значительным расходом энергии в случае тахикардии;
  • почти в 2 раза большая, чем у взрослого скорость обмена веществ и расход кислорода при существенно меньшем ФОЕ (функциональная остаточная емкость - объем воздуха в легких после выдоха);
  • более быстрое сужение и расширение сосудов при физиологических, психических воздействиях, чем у взрослых при низком давлении и существенной мышечной, нервной лабильности.

В итоге (упрощенно) при практически любом внешнем воздействии от тактильного прикосновения до психического ребенок может почти мгновенно перейти в стадию сложно контролируемой возбудимости, что вызовет сужение сосудов, повышение артериального давления, нарушение работы миокарда, желудочковую аритмию, тахикардию, нехватку кислорода и т.д.

Усугубляется применение местной анестезии значительно меньшими размерами челюстей у детей по сравнению со взрослыми, что повышает риски травм сосудов с образованием воспалений вплоть до гематом, травмированием нервных окончаний с кровоизлиянием и соответствующими последствиями и т.д. Поэтому способ и топография введения анестетика сильно зависит от возраста, предпочитают делать инъекции экстраоральным (внеротовым) способом с низкой концентрацией лекарства, без вазоконстрикторов (сужает сосуды, уменьшает всасывание анестетика, не применяют детям до 5 лет) и в периневральную область (оставлять расстояние между кончиком иглы и нервом).

Аппликационное обезболивание путем нанесения на поверхность тканей анестетиков в виде жидкости, геля, пасты, мазей менее эффективно, чем инъекционная анестезия, но может вызвать аллергические эффекты, токсические реакции, раздражение тканей с ощущениями потливости, сердцебиения, одышки, головной боли, рвотного рефлекса, слабости, страха, резким повышением давления и сопутствующими негативами.

Требования и показания к наркозу при стоматологическом лечении зубов

Из-за специфических особенностей физиологии, морфологии и повышенной психоэмоциональной лабильности детей общая анестезия (наркоз) должна обеспечивать:

• быстрое, но максимально плавное введение в состояние угнетения центральной нервной системы;
  • полный контроль над функциями сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма в непрерывном режиме;
  • полный контроль над продолжительностью действия наркоза и полную обратимость процесса;

Общий наркоз при стоматологическом лечении детей рекомендуют при:

В следующем материале цикла - О противопоказаниях и рисках наркоза при лечении зубов у детей.

Литература:

[1] - Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982 — 1984. - Петровский Борис Васильевич / Лидов Игорь Петрович

[2] - Большой англо-русский медицинский словарь (БАРМС). - Издание г-на Акжигитова Р. Г. - 2005. - Акжигитов Г. Н. /Акжигитов Р. Г.

[3] - Русско-английский медицинский словарь для стоматологов. – М.: МИА. – 2010. - Репин Б.И. / Кривцова Т.Н.

[4] - Основы челюстно-лицевой хирургии: учеб.-метод. пособие для студентов стоматол. фак.: в 2 т. Т. 1: Обезболивание. Операция удаления зуба / С. А. Кабанова [и др.]; М-во здравоохранения Республики Беларусь, Витебский гос. мед. ун-т. - Витебск: [ВГМУ], 2011