Что такое и какие бывают стоматиты.

Анонс: Что такое и какие бывают стоматиты. Основные причины заболевания, проявления, профилактика и лечение стоматита.

К стоматитам сегодня относят большую часть заболеваний слизистой оболочки полости рта различной этиологии (причин, условий), клинической картины, течения – собственно стоматиты (поражения слизистой щек), стоматогингивиты (поражения слизистой оболочки щек и десен), а также совокупные поражения слизистой щек в сочетании с другой областью слизистой полости рта. Т.е. если поражение слизистой не локализовано только в области языка (глоссит), в области губ (хейлит) или только в области десен (гингивит), а одновременно наблюдается и на слизистой оболочке щек, то вне зависимости от этиологии, клинической картины и течения заболевание относят к стоматитам.

Какие бывают стоматиты.

Стоматит может быть, как самостоятельным заболеванием различной этиологии, так и проявлением или осложнением:

• заболевания, вызванного вирусной, бактериальной или грибковой инфекцией.

Здесь исключительно важно понимать, что своевременный осмотр у врача стоматолога при подозрении на стоматит во многих случаях позволяет идентифицировать инфекционное заболевание еще на продромальном периоде (между инкубационным периодом и болезнью), т.е. в итоге купировать серьезную опасную болезнь еще «в зародыше» или существенно облегчить ее течение и устранить риски осложнений. Так, на продромальном периоде:

- кори задние отделы щек покрываются характерными беловато-желтыми точками в виде брызг извести - пятнами Бельского — Филатова — Коплика;

- скарлатины еще до накожных высыпаний происходит изменение цвета языка и диффузное воспаление слизистой оболочки рта (катаральный стоматит);

- коклюша наблюдается отек слизистой оболочки щек и нередко язва на уздечке языка;

- дифтерии еще до появления дифтерийной пленки на глоточной миндалине происходит воспаление, набухание и изменение цвета (на ярко красный) десен и прилегающей к ним слизистой оболочки рта.

Кроме того, характерные:

- везикулы с желтовато-серой пленкой в совокупности с лихорадкой позволяют профессиональному врачу-стоматологу с высокой степенью достоверности идентифицировать вирус простого герпеса (Herpesvirus simplex) в организме (герпетический стоматит);

- везикулярные высыпания в виде цепочки или гирлянды в полости рта могут указывать на опоясывающий лишай (herpes zoster);

- папулы на передних дужках, миндалинах, небе, язычке и/или языке дают возможность идентифицировать герпангину, вызванную вирусом Коксаки;

- творожистый налет или бляшки на гиперемированной слизистой оболочке полости рта говорят о кандидозе (дрожжевой стоматит, молочница) - следствии дисбактериоза при курсах тяжелых антибиотиков или вторичном заболевании при раке, лимфогранулематозе, хронической инфекции легких и т.п.

По факту стоматит (симптоматический стоматит) может являться сопутствующим (вторичным) для:

- заболеваний системного характера - спаечные процессы, лямблиоз, глистная инвазия, атония кишечника, гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, холецистит, колит и т.д., т.е. позволяет выявить скрытые бессимптомные и/или ранние стадии болезней и начать оперативное лечение;

- патологий/заболеваний, возникающих из-за нарушений пищеварения и вызванных «чисто стоматологическими проблемами» - патологиями прикуса, «признаком ленивого жевания» (недостаточное пережевывание, компенсируемое приемом воды во время еды), дефектами зубных рядов и т.д. В этом случае нередко комплексное лечение стоматита и патологий зубочелюстной системы дает возможность полностью восстановить пищеварение и желудочно-кишечный тракт.

Из-за чего возникает стоматит.

По основным группам причин, вызывающим стоматит, различают:

• травматический стоматит – поражение слизистой оболочки внешним воздействием – физически (травмы, в том числе нанесенные при стоматологических манипуляциях, лечении, протезировании, выполняемых на низком профессиональном уровне), термически (ожоги горячей пищей, водой, напитками), химически (ожоги едкими веществами, в том числе парами при профессиональной деятельности);
  • инфекционный стоматит – катаральное, язвенное или афтозное поражение слизистой вследствие воздействия вирусной, бактериальной или грибковой инфекции. Среди этих заболеваний значительную долю занимают «стоматологические» инфекционные стоматиты, вызванные критическими нарушениями микрофлоры полости рта из-за нарушений гигиены, масштабных зубных отложений, разрушений зубов и т.д.;

Как наиболее часто проявляется стоматит.

По клинической картине различают:

• катаральный стоматит – воспаление участка или всей слизистой оболочки полости рта без локализованных поражений в виде язв, афт.

В большинстве случаев катаральный стоматит характеризуется отечностью, покраснением слизистой оболочки, болевыми ощущениями, «несвежим дыханием», а по этиологии является инфекционным (бактериальным) или травматическим инфекционным, вызываемым ростом численности и активизацией аэробных бактерий (стафилококков, нейссерий, гемофильных бактерий, дифтероидов) в «запущенных» зубных камнях и/или отложениях в поврежденных зубах, часто имеющих острые края;

Может быть, как симптоматическим на фоне заболеваний желудочно-кишечного тракта, так и следствием отсутствия (или недостаточно эффективного) лечения катарального стоматита. Язвенный стоматит сопровождается болью при глотании, небольшим повышением температуры, часто увеличением ближайших лимфатических узлов, а также «несвежим дыханием» вплоть до «гнилостного»;

В отличие от язв, появляющихся «одномоментно» и проникающих в слизистую на всю глубину, процесс образования афт начинается с появления белого или розового округлого пятна на уровне слизистой оболочки. Трансформация пятна в афту идет до 5 часов, но в подавляющем большинстве случаев афты - некроз поверхностных клеток эпителия, благодаря чему даже глубокие и большие афты заживают без рубцовых изменений (в отличие от язв).

Афтозный стоматит может протекать в острой и хронической рецидивирующей форме (ХРАС – хронический рецидивирующий афтозный стоматит), и характеризуется обильным слюноотделением, отечностью и покраснением слизистой оболочки с единичными, групповыми или формирующими очаги афтами, локализованными на любом или всех участках слизистой (небе, стенках глотки, языке и губах, деснах и на внутренней поверхности щек), болевыми ощущениями при жевании, глотании пищи, разговоре, неприятным запахом изо рта, часто увеличением лимфатических узлов на фоне общего повышения температуры, иногда сонливостью, раздражительностью, рвотой, запорами и лихорадкой.

Как лечить стоматит.

Если говорить о диагностике и лечении стоматитов или других заболеваний полости рта, то безусловным является следующее:

• диагностировать стоматит нужно только на профессиональном уровне в клинике с проведением осмотра, сбором анамнеза и дополнительных исследований (при необходимости).

Важно понимать, что стоматит может быть:

- «предвестником» тяжелого инфекционного заболевания (кори, коклюша, скарлатины, дифтерии и пр.);

- маркером системного заболевания желудочно-кишечного тракта, кровеносной, эндокринной системы, мочеполовой сферы и пр.;

- «ложным», скрывающим за собой заболевание другой этиологии, клинической картины и лечения. Так, по некоторым (но не всем) симптомам афтозный стоматит сходен с многоформной экссудативной эритемой, инфекционным гингивостоматитом Венсана, афтозом Беднара, синдромом Бехчета, вторичным сифилисом, которые требуют другого лечения;