Что такое брекеты.

Анонс: Что такое брекеты и какими бывают брекет-системы. Брекеты металлические, керамические, сапфировые - цена, показания, противопоказания. Преимущества и недостатки брекетов из разных материалов.

Брекеты (англ. bracket — скобка) – несъемные ортодонтические аппараты для оптимизации окклюзии, в том числе прикуса за счет устранения аномалий зубов, зубных рядов, челюстей. Часто предлагают поставить брекеты для исправления «кривых» зубов, прикуса и/или выравнивания зубов в зубном ряду с целью получения «идеальной улыбки» (см. более подробно об окклюзии, правильном и неправильном прикусе ниже). Вместе с тем, в действительности:

После лечения брекетами врач ортодонт или ортопед на время, достаточное для формирования новой костной ткани в местах движения зуба/зубов, прописывает ношение съемных или несъемных ретенционных аппаратов, используемых для закрепления эффекта проведенного лечения (устранения рисков «отката» зуба/зубов в первоначальное состояние).

Какие бывают брекеты на зубы.

Брекеты на зубы, а более корректно брекет-система – это конструкция из собственно брекета, лигатур (лат. ligatura — связка) и металлической дуги-проволоки, передающей усилия через лигатуры и брекеты на зубы, зубные ряды, челюсти.

Классический брекет имеет специфическую форму для адаптации к поверхности коронки конкретного зуба, паз, в который вставляется проволочная дуга, лигатурные крылья (проушины-крючки) для фиксации дуги эластичными полимерными, реже металлическими лигатурами (резинками или проволочками) и ретенционные (лат. retentio — удерживание) элементы на основании для надежного крепления к поверхности зуба (обычно сетка из материала, имеющего хорошую адгезию (сцепление) с эмалью зуба посредством ортодонтического клея – бонда – одно, двухкомпонентного или самоотверждаемого адгезива).

Брекет-системы (упрощенно) делят:

• по способу фиксации металлической дуги в пазе брекета на лигатурные (с крючками и креплением резинками или проволоками) и безлигатурные (самолигирующие), в конструкции которых для фиксации дуги предусмотрен открывающийся/закрывающийся замок;

Справка: различают самолигирующиеся брекеты с активным и пассивным способами фиксации, в которых металлическая заслонка замка соответственно давит на проволочную дугу с формированием значительных сил трения или выполняет роль «крышки», просто удерживающей дугу от выхода из контакта с брекетом.

• по месту расположения относительно рта и, соответственно, «видимости» при разговоре на вестибулярные и «невидимые» лингвальные (лат. lingua – язык), устанавливаемые на вертикальной стенке зуба со стороны языка;

• по материалу, используемому для изготовления собственно брекета на металлические (нержавеющая сталь, титановые и титано-никелевые сплавы), полимерные (пластмассовые и композитные), керамические (в основном «невидимые сапфировые» из алюмосиликатов) и гибридные (из металла и полимера, металла и керамики).

Таблица. Преимущества и недостатки брекетов из разных материалов.

Материал брекета Преимущества брекет-системы Недостатки брекет-системы
Нержавеющая сталь Низкая цена брекетаНадежность, долговечность Эффективность передачи усилий Низкая эстетика Риски аллергииРиски травмирования тканей при удалении брекетов
Никель-титановые сплавы Приемлемая стоимость брекетаНадежность, долговечностьЭффективность передачи усилийБиологическая инертность Низкая эстетикаРиски травмирования тканей при удалении брекетов
Пластические массы (полимеры) Низкая стоимость брекетов«Сливаются» с зубами при правильном подборе фактуры и цвета пластмассы Недостаточная жесткостьЛомкость, стираемость, изменение цветаБыстрый износ паза брекета металлической дугойРиски быстрого износа брекета зубами-антагонистами при размещении брекет-системы на нижней челюсти
Стоматологическая керамика (непрозрачные, полупрозрачные) «Сливаются» с зубами Средний уровень цены на брекетыДостаточно большая жесткость для передачи усилийВысокая адгезия к эмали зуба и керамическим коронкам Достаточно высокая стоимость брекетовОтносительная хрупкость Плохая технологичностьРиски сколов при нагрузкеРиски травмирования тканей при удалении брекетовНарушение целостности паза брекета при использовании жестких дуг большого сеченияНедопустимо использование для крепления фторсодержащих адгезивов

Сегодня наряду с тенденцией повышения спроса на невидимые лингвальные брекеты и в зарубежных странах, и в России становятся популярными визуально акцентированные брекет-системы – «имиджевые», привлекающие внимание и изготавливаемые в самых различных конструктивных и цветовых решениях, в том числе с применением благородных металлов и драгоценных камней. Эффективность ортопедического или ортодонтического лечения такими брекет-системами сложно оценить, поскольку приоритетом таких аппаратов является эстетическая составляющая.

Важно: Каждый брекет в любой современной брекет-системе индивидуален по:

Наряду с этим силы воздействия на зубы через брекеты определяются состоянием напряжения металлической дуги, а перемещение зуба в вертикальной плоскости (вверх или вниз относительно десны) обеспечивается или предварительным изгибом участка дуги или жесткой связкой дуга-замок, в которой паз и дуга прямоугольного сечения стремятся адаптироваться друг к другу. Избирательное воздействие брекет-системы на конкретные зубы (большее, меньшее давление, увеличение крутящего момента, добавление сил иного направления) достигается применением дополнительных пружин, металлических или полимерных лигатур, а также превентивным обустройством на дуге компенсационных изгибов и петель.

Все это предопределяет не только широкий спектр возможностей (и преимуществ) брекет-систем для ортопедического и ортодонтического лечения, но и: